Ну а ниже идут мои собственные размышления на тему. Да, знаю, что много букв, но содержание и смысл этого документа зрел во мне больше года. Это- мое видение игры и взаимодействия в гильдии.
В более удобном для чтения виде выложено в Google Docs. Там же можно выгрузить в формате doc.
Часть 1. Основные положения.
1. Главная и основная цель игры - получение удовольствия от процесса.
2. Главная цель != единственная цель. Целей много. Но главная цель должна быть одна, и вокруг нее все и крутится.
3. Все люди разные.
4. Среди целей игры обязательно есть общение.
5. Гильдия- это организованная группа людей, целью своего объединения ставящая общение и взаимовыручку.
6. Участник гильдии- человек, подписавшийся под данным Манифестом и принявший Устав гильдии. У участников гильдии нет других гласных или негласных обязательств, кроме тех, которые описаны в Уставе. Гильдия- это добровольное объединение людей, и объединяет их общий взгляд на определенные вещи (читай - подпись под Манифестом)
7. Человек человеку - друг товарищ и брат. В общении друг с другом и окружающими нужно руководствоваться обычными человеческими правилами вежливости, нормами поведения в обществе, уважать собеседников вне зависимости от их возраста, пола, национальной принадлежности и цвета кожи.
Вне категорий - щекотливый абзац, посвященный одному известному аддону под названием «Рекаунт»
Часть 2. Развернутое описание.
1. Главная и основная цель игры- получение удовольствия от процесса.
Да, именно так. Для нас World of Warcraft- это хобби. Один из вариантов проведения досуга. Способ хорошо провести время в приятной компании. Что-то вроде собирания марок, или керлинга, или вышивания крестиком. И в нашей жизни есть достаточно вещей кроме этого хобби, как других хобби, так и обязанностей по работе, у кого-то - по учебе, обязанностей и дел семейных. И World of Warcraft должен занимать в жизни именно место для хобби. Согласитесь, глупо в ответ на предложение «Дорогой, давай на выходных возьмем детей и поедем куда нибудь загород покатаемся на лыжах\искупаемся\просто погуляем?» отвечать - «Извини, дорогая, но у меня рейд». Ведь собирай вы марки, вряд ли бы вы в здравом уме ответили- «Извини, но мне надо вот эти 10 марок отсортировать, помыть и наклеить в алфавитном порядке в мой альбом». Ведь оно на то и хобби, чтобы заниматься им в СВОБОДНОЕ время.
Да, я предвижу ряд возражений. Конечно, я утрирую. Но мысль, которую я хочу донести, должна быть предельно ясна и понятна каждому читающему этот документ- World of Warcraft для нас- это игра. Пусть даже Игра, с большой буквы. И относиться к ней надо соответственно.
Есть один момент, который сильно отличает игру в World of Warcraft от собирания марок. Это организация рейдов. Рейды- это тот аспект игры, от которого большинство игроков, как правило, получают удовольствие. И от этого отказываться нельзя, даже наоборот- в рейды надо ходить, потому что это весело, интересно и забавно. Но к сожалению (а с какой то стороны- и к счастью) чтобы попасть в рейд, нужно его организовать. Нужно найти минимум 10 человек, подходящим составом, чтобы они все в нужное время находились в игре. С этой точки зрения лучше сравнить игру в World of Warcraft с другим хобби- например керлингом. Попрошу заметить- хобби. Предположим, вы с вашими пятью друзьями собираетесь вместе каждый четверг вечером, у вас забронирован на этот день лед в СКК «Олимпиский» (ну а что, разные увлечения у людей бывают), и вы посвящаете 3-4 часа своего драгоценного времени керлингу, увлеченно натирая шваброй лед. Главное отличие такого хобби от собирания марок заключается в том, что ты уже не скажешь «Ну ладно, тогда перенесу сортировку марок на завтра». Тут уже люди на тебя завязаны, и зал забронирован, и вроде как неудобно отказывать. Но ведь все люди взрослые и разумные, и понимают, что всегда и во всем нужно искать компромиссы. Собственно, поиск и успешное нахождение компромиссов в любых жизненных ситуациях и составляет, по моему мнению, одну из необходимых черт характера взрослого человека. Но… бывают ситуации, когда компромисс не найти. К примеру, вы узнаете, что через неделю, как раз вечером в четверг, приезжает ваша любимая иностранная группа, и дает концерт в вашем городе (я привожу пример для себя, наверняка каждый для себя найдет такие вот обстоятельства, при которых нужно реально выбирать что-то одно). Или приезжает ваша драгоценная бабушка\дедушка\тетя из Бердичева, которую вы так давно не видели и так соскучились, что просто непременно хотите сходить с ней на балет. Или еще что, у каждого свое. В такой ситуации компромисса не существует, на первый взгляд. Но на второй - он есть. Компромисс в данной ситуации - это выбрать то, что бывает более редко. Ну да, тренировку по керлингу ты пропустишь. Обидно конечно, да и ребята расстроятся. Но ведь через неделю вы все-таки с ними увидитесь, и снова будете тереть лед швабрами! А бабушка\тетя приезжают не так часто, да и группа ваша любимая тоже. Главное в такой ситуации - заранее предупредить своих друзей об этом. Они и сами найдут, чем заняться, не так ли? В конце концов, посвятят лишний вечер семье - все будут только рады.
К чему весь этот поток слов? Да к тому, что страшного в посещении бабушки\тети ничего нет. Наоборот, это просто замечательно. И если предположить, что остальные участники твоей команды - адекватные взрослые люди (а других мы и не берем, ведь так?), то, конечно же, они отнесутся с пониманием к вашему пропуску тренировки.
И последнее на эту тему - важно помнить, что:
3. Все люди разные.
И то, что одному человеку может показаться достойным поводом для пропуска рейда\тренировки по керлингу - «ОМФГ, да на Петровский приезжает Милан! Да я этого всю жизнь ждал, обязательно пойду на стадион!!11», другому человеку покажется пустяком - «Что он там нашел, 22 потных мужика бегают за одним мячиком, что за глупости». В таком случае взрослый и адекватный человек, помня постулат, выделенный жирным шрифтом чуть выше, подумает - «Чем только люди не увлекаются, надо же...» и скажет - «Ну ладно, удачно тебе сходить, спасибо что предупредил». А если добавить к этому постулату еще и вот этот:
7. Человек человеку- друг товарищ и брат. В общении друг с другом и окружающими нужно руководствоваться обычными человеческими правилами вежливости, нормами поведения в обществе, уважать собеседников вне зависимости от их возраста, пола, национальной принадлежности и цвета кожи.
то становится очевидно, что для кого то может быть и бармицва какая-нибудь будет достойным поводом для пропуска игрового ивента. Относитесь с пониманием к окружающим - и они ответят вам тем же.
Ну и напоследок ложечка дегтя. Адекватный человек может понять приезд бабушки, футбольный матч, концерт, брит-миллу, хамас и еще тысячу разных оказий. Но есть вещи, которые понять гораздо сложнее - например «Не, не пойду, че то не хочется. Пойду пивка луше дерну». Или «Чего-то мне лень, я лучше сериальчик посмотрю». Или еще что. Это конечно причины сомнительные. В таком случае вопрос надо разбирать более детально - подумайте - а почему вам не хочется? Почему лень? Может быть, вас что-то не устраивает в составе рейда? Или в тактике? Или еще что-то? Задумайтесь - а потом расскажите нам об этом. Ведь не каждый человек- психолог, но каждый адекватный человек прислушивается к возможным претензиям к себе или своим действиям. Проблемы надо обсуждать и решать коллективно. Мы все открыты для общения и обсуждения. А лепить дешевые отмазы- занятие, достойное средней школы. В конце концов, понять можно и такое - «Ребят, чего то я подустал вайпаться месяц в ЦЛК, пропущу на этой неделе, поваляюсь с книжкой на диване спокойно». Мы ведь все люди? Возможно, кому то покажется кощунственным, но понять можно и такое - «Знаете, ребята, чего то мне все это немного надоело... отдохну я наверно от игры месяцок. Просто хочется отдохнуть, собраться с мыслями...». Да, это конечно очень печально, но мы все люди. И сказавший такое заслуживает не презрения («Вот сволочь, подставил нас всех, где мы теперь такое дерево возьмем?!»), а уважения. Уважения за то, что был честен и откровенен с нами. Поэтому настоящие Отчаянные проводят такого человека с самыми добрыми пожеланиями, не преминув напомнить, что его всегда здесь ждут и всегда будут ему рады. Ведь World of Warcraft- это просто хобби, вы еще не забыли? )
6. Участник гильдии- человек, подписавшийся под данным Манифестом и принявший Устав гильдии. У участников гильдии нет других гласных или негласных обязательств, кроме тех, которые описаны в Уставе. Гильдия- это добровольное объединение людей, и объединяет их общий взгляд на определенные вещи (читай- подпись под Манифестом)
Я считаю крайне необходимым освятить еще один момент, который неумолимо возникает в хоть как-то рейдящих гильдиях. Момент этот называется «обязаловка». Сейчас я добавлю его в те конструкции, которые мы строили в предыдущем пункте:
«Опа, к нам приезжают сами %bandname%!! Наконец-то! Как же я хочу их увидеть живьем! Так, что это за день- четверг. Ага.. Я же подписался в рейд.. Отказаться конечно надо, но.. ведь они мне столько дали всего, помогали в прокачке, баджи вместе солили, в рейды водили, большинство моих фиолетовых пикселей без их помощи так бы и остались в теле Ануб’арака.. Да и я уже подписался, обещал, стало быть, подводить их нельзя.. Ну и ладно, не больно то и хотелось на этот концерт…»
Так вот это - в корне неверно. Все, подчеркиваю - ВСЕ действия участников Гильдии относительно остальных участников - строго добровольны. Если Отчаянный помогает кому-то, он делает это бескорыстно. Вы что, серьезно думаете, что вот тот славный танк, раздувшийся от своей фиолетовости, танкуя для вас героик, думает - «Отлично, я ему помогу баджей насобирать, а он уже потом хрен откажется идти с нами в рейд.. *муа-ха-ха*» ?! Нет, вы правда так думаете? Тогда нам, наверное, не по пути. А даже если и он так думает, и все они так думают - тогда с какого перепугу я должен отказываться от возможности посмотреть на любимую группу ради этих алчных и корыстных людей? Так что помощь согильдийцам (да и не обязательно согильдийцам)- действие добровольное и бескорыстное. В конце концов, переводя старушку через дорогу, или помогая пожилому человеку разобраться с терминалом пополнения счета в отделении Связного, вы ведь не думаете «Надеюсь, она даст мне за это денег. А не даст - прокляну» или «Теперь я ей позвоню завтра и попрошу помочь мне перевезти платяной шкаф, она ведь мне уже не откажет, я же ей помог».
Чувство легкой признательности и обязанности согильдийцам- это конечно хорошо. Но только в меру. Впрочем, как и все остальное)
В общем, добровольно и бескорыстно. Так, как следует поступать всем людям. И эту тему хотелось бы закрыть.
Переходим к последнему щекотливому и спорному моменту. Момент этот я хотел бы назвать так:
«Рекаунт»
Я знаю, что существуют и другие аддоны для ведения статистики. Но он самый распространенный.
Скажите мне пожалуйста, что вы считаете главным показателем успешности рейда? Лично я считаю так - прошли рейд с минимальным количеством вайпов? Прекрасно, все молодцы. Неужели вы действительно считаете, что цель рейда - выбить побольше циферок в рекаунте? Неужели вы считаете, что тот факт, что у вас дпс на 100-200-1000 больше, чем у него, делает вас каким-то образом круче и лучше, чем он? Повод ли это для хвастовства и гордости? Нет.
Ваш урон в секунду- это инструмент. Это не должно быть самоцелью. Цель игры - не выбить побольше циферок. Цель - получать удовольствие от процесса. Вы получаете удовольствие от процесса доведения вашего цикла до абсолюта? Замечательно! Но не забывайте при этом, что все люди разные, и не все получают от этого удовольствие. ДПС (ХПС, ТПС) – это даже не инструмент. Это полезная работа, выделяемая вашим инструментом (персонажем) при обращении с ним талантливого мастера (вас). Это пламя паяльной лампы, которым сваривают крепкие и толстые арматурины, которые будут держать стены большого и красивого дома. Это краски, смешанные в нужных пропорциях, которыми будет написана картина, достойная быть выставленной в Третьяковской галерее. Это колебания воздуха с определенными частотами, возникающие при прикосновении смычка к струнам скрипки - это те ноты, которые, будучи выстроены в нужную последовательность умелым композитором или исполнителем, зазвучат Лунной Сонатой Бетховена.
Никто ведь не меряется температурой или мощностью электрода вашего сварочного аппарата? Да, есть общеизвестные величины - чтобы сварить арматуру такой толщины, необходима минимум такая мощность (не стоит соваться в героическую версию Залов Отражений с ДПС < 2к). На этом требования заканчиваются. Ведь глупо считать, что купив краски дороже и лучше, чем у Ван Гога, вы нарисуете картину лучше? Разве покупка дорогущей гитары, принадлежащей в прошлом Джону Петруччи, сразу позволит вам играть, как он? Не забывайте, даже тепло от печки создается для того, и только для того, чтобы обогревать людей. Само по себе оно ничто.
Довольно метафор (хотя не скрою, придумывать их мне нравится). Вы, как мастер, с помощью инструмента (вашего персонажа) используя тепло его горелки (Урон, Угрозу, Исцеление) наносите на девственно чистый лист железа (бой) линии и точки, которые благодаря всем участникам рейда станут прекрасным и филигранным узором убийства очередного босса. Так и только так. Ну и применительно к World of Warcraft, лучше пусть человек хорошо ориентируется в тактике, знает все фазы и что нужно делать, чем выбивает на манекене лишние сотни ДПС-а. Стремиться к улучшению и совершенствованию - достойно и хорошо, но, как и все остальное, это стремление хорошо в меру.
Отсюда же вытекает и то, что требовать (да-да, именно требовать!) человека респекнуться\взять другую профу ради увеличения его ДПС-а – преступление. Я приведу пример того, как можно донести эту информацию до человека цивилизованным способом. Выберите один из двух примеров. Если вы выбрали не тот, нам не по пути.
«Так, рога, к следующей неделе чтобы скинул свой тейлоринг и прокачал скиннинг, чтобы увеличить шанс крита, а то у тебя дпс 6к- неприлично мало. Не прокачаешь - найдем другого рогу»
«%username%, слушай, а ты знаешь, что к примеру навык скиннинга 450 дает такой-то бонус к криту? (Да-да, человек может этого не знать) Если хочешь, могу помочь с раскачкой, это несложно, главное знать где много нужных мобов. Могу показать)»
Да и друзья общаются друг с другом не потому, что у одного есть Бентли, а у второго дома огромная плазма, на которой так здорово смотреть свежие фильмы. Это конечно просто замечательно, что у них это есть, но мы ведь не скажем другу- «Знаешь, я не поеду с тобой в поход летом, а поеду вот с этим чуваком с улицы- ведь у его машины больше лошадиных сил!»
И последний важный момент (или для чего же нужен рекаунт?) Крайне положительно использование рекаунта для поиска ошибок в действиях игроков. Например, если ты видишь, что рога, одетый в 245+ шмот, по рекаунту наносит суммарного урона меньше танка, то возможно это повод задуматься (тебе, а потом и ему) над правильностью своего цикла и раскладки талантов. Положительно померять дпс на кукле, дабы знать, чего от себя ожидать в принципе, может быть найти, где ты что-то не так делаешь. После вайпа- посмотреть кто слакал. После боя - посмотреть, сколько у тебя актуальный процент крита, к примеру. Посмотреть, какими абилами ты наносишь больше всего урона, может быть подредактировать цикл. Для этих целей трудно придумать что-то более удобное, чем этот аддон.
На этом тему рекаунта я хотел бы закрыть раз и навсегда. Нравится постоянно улучшать циферки и выжимать максимум из персонажа - замечательно, поделись с нами, мы за тебя порадуемся. Но не надейся, что это каким то образом уменьшит наш праведный гнев, когда ты в очередной раз не выйдешь из лужи. Точка.
И теперь, дабы подчеркнуть цикличность всего сущего, в конце этого документа я считаю необходимым вернуться к первому постулату. Он недаром стоит на первом месте - по большому счету, он главный. Для меня, и я надеюсь для вас. Еще раз:
1. Главная и основная цель игры- получение удовольствия от процесса.
Я очень надеюсь, что у нас получится вместе получать удовольствие от этой замечательной игры!